Нередко взрослые непроизвольно внушают страхи своим детям, ровно также как когда-то это делали их родители по отношению к ним: «оденься теплее, а то простудишься», «не подходи к собаке – укусит» и т. д. Дети должны научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств. Одни из них, такие как радость, любовь и гордость являются позитивными, поскольку способствуют поддержанию жизнедеятельности. Другие – гнев, страх, тревога, ревность – негативными, так как оказывают деструктивное (разрушающее) воздействие на организм. Надо сказать, что независимо от того, являются чувства «хорошими» или «плохими», они вызывают одинаково биологический стресс. Тяжелее всего научиться справляться со стрессом, обусловленным
страхом и тревогой.
Фантазии и сновидения
Довольно часто у дошкольников развивается боязнь темноты, мешающая им заснуть. Все дело в том, что в ранимой психике ребенка эмоциональный фон тесно связан с восприятием увиденного, услышанного и прочитанного, и может преломляться в ночные страхи и кошмары. Помните, у
С.Я. Маршака:
«В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый чемодан.
Высоко – на крышу шкафа – Чемодан поставил папа,
И светились два замка
В темноте, как два зрачка»
Неблагополучная семейная атмосфера
Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере семейных конфликтов, эмоциональной холодности и отчуждения. В такой нелицеприятной обстановке, к большому сожалению, довольно часто встречаются факты психологического насилия (лишение любви и заботы, запугивание наказанием, брань, крики и др.), которые являются серьезнейшей угрозой для ребенка. Малыш считает своих родителей всесильными, у него нет реального представления о том, как далеко они могут зайти в своих действиях. Слова раскрасневшегося от гнева отца: «Я тебе ремнем всю попу разукрашу» ребенок воспринимает буквально и с замиранием сердца ожидает исполнения «приговора».
Атмосферу неполной семьи также можно назвать неблагополучной и способствующей возникновению беспокойства у детей, которое, кстати, объясняется опасениями потерять оставшегося с ними родителя. «Ведь, если папа ушел, то и мама может уйти» – примерно так рассуждает ребенок после развода родителей.
А вдруг теракт?..
Страхи современных детей в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим к ним со всех сторон. Можно сказать, что телевизор, реклама любого характера, виртуальные игры, содержание прилавков магазинов, даже тех, которые специально ориентированы на детей, разговоры взрослых, услышанные ребенком реплики влияют на эмоционально-психологическую почву появления и развития детских страхов.
Дети нуждаются в том, чтобы мы ограждали их психику от различного рода негативных влияний. Поэтому, невзирая на возраст малыша, старайтесь регулировать поток информации. Беседа с ребенком, обсуждение и объяснение – действенные механизмы в борьбе со страхами. В более трудных случаях нужно обратиться к специалисту.
Добавлено (22.01.2010, 22:53)
---------------------------------------------
«Пилюля» от страха
«Процесс познания маленьким человеком окружающего мира и собственных возможностей в нем – пишет психотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева – подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, наполненная тайной и волшебством, завораживающая и интригующая, часто служит самой короткой тропинкой, по которой можно пройти к внутреннему миру ребенка…» Язык сказки близок и понятен детям, наверное, поэтому скрытый в ней смысл они воспринимают куда лучше, чем прямые нравоучения.
Кажется, что ваш ребенок боится всего на свете? Тогда расскажите ему историю, где герой успешно побеждает собственный страх. Например, про школьника Петю, который был настолько труслив, что даже не пил газировку, потому что она шипит (С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика»). Но когда хулиган обозвал ревой девочку Тому, Петя, позабыв про свой страх, встал на защиту своей подруги, и это не смотря на то, что у соперника «такие большие кулаки, как будто у него было по десять пальцев на каждой руке».
После этого Пете уже не понадобились конфеты храбрости, приготовленные для него волшебным Доктором. Тот отменил лечение, сказав: «Когда сама жизнь делает человека смелым, это действует гораздо сильнее, чем любые лекарства». К сожалению, в жизни не существует пилюли от трусости, а успешно бороться с ней детям, в том числе помогают и сказки.
Конечно, есть и другие способы: страх можно изобразить на бумаге, вылепить из пластилина, а потом непременно уничтожить его – разорвать рисунок на кусочки или смять фигурку в безвредную лепешку.
Но помните, если перечисленные рекомендации не дают результата – страх усиливается, а переживания ребенка становятся настолько явными, что видны «невооруженным» глазом, – непременно обратитесь к специалисту.
Заикаться от испуга
Речь – сложный механизм, отражающий все нюансы нашего психического состояния. Тревога, волнение, испуг могут сказаться на внятности речи, ее плавности и темпе. «Заикаться от испуга» – это выражение слышал каждый, а некоторые даже пережили такое состояние. Специалисты в области речи считают, что обычные детские страхи создают для заикающихся детей дополнительные проблемы, выражающиеся в еще большем нервно-психическом напряжении, и повышают их чувствительность к стрессам. Страхи, возникающие в раннем детстве, постепенно теряют интенсивность, уступая место у таких детей специфическому «страху речи».
Я в «домике»
Все люди, находясь в ситуации психологической угрозы, неосознанно включают автоматические стратегии совладания со стрессом – защитные механизмы:
Отрицание – стремление избежать новой потенциально тревожной информации, игнорирование ее. Например, родители ругают своего ребенка за очередную шалость и вдруг с негодованием замечают, что он давно уже «отключился» и не внимает их нравоучениям.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком, обычно проявляется в детских ролевых играх. Так дети, испытывающие тревогу, из-за своей физической слабости подражают сильным и могущественным, на их взгляд, людям.
Замещение – подмена реального источника гнева или страха другим более доступным объектом или действием. Классический пример – девочка боится ударить мальчика и, отойдя подальше, обзывает и дразнит его.
Регрессия – возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту, формам поведения, как к способу справиться со стрессовой ситуацией. Восьмилетний ребенок может снова начать сосать палец, проситься на ручки, грызть ногти и т.д.
Проекция – приписывание своих собственных непозволительных мыслей или проступков другому лицу и искажение тем самым действительности. Ребенок разбил мамину любимую вазу и, опасаясь наказания, пытается «свалить» вину на младшего брата или сестру: «Это сделал(а) он(а), а не я» – типичное проективное выражение.
Душевного равновесия и внутреннего спокойствия вам и вашим детям!