Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в
школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как
речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учёбе,
достаточный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности
специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе». Готовность к обучению в школе — это такое развитие качеств дошкольника, которое
обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
Готовность к обучению включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют
«функциональную готовность», или «школьную зрелость», которая предполагает достаточный
для решения задач обучения уровень созревания у ребёнка мозговых структур и нервно-
психологических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе
обучения он может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с психическими
перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания,
интеллекта, речи и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным
из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и
крупных движений, развитие органов чувств, запаса знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению является произвольная готовность
— способность ребёнка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д.
Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти,
умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым
для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать
правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребёнка к обучению
в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник обладает большим
желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется
положительная внутренняя позиция к учёбе.
В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление,
память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в
школу у дошкольника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной
готовности.
При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со
сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о
его социально-психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребёнка
многих качеств и свойств.