Для своих малышей родители с удовольствием покупают
ароматизированные фломастеры, игрушки, пластилин. Делают это только потому, что
вещицы кажутся им забавными. Никто даже не задумывается о влиянии запахов на
ребенка. Между тем запахи воздействуют на человека с первых дней его жизни,
едва почувствует он запах материнского молока. Запахи окружают нас всюду — в природе, в быту. Они способны
оказывать влияние на психику и эстетическое развитие ребенка. Положительное
физиологическое действие оказывают на организм приятные нерезкие запахи,
особенно при относительно небольшой концентрации в воздухе. Недаром
ароматические вещества, которыми богат воздух садов, полей, степей, лугов,
сосновых лесов, образно называют воздушными витаминами. Запахи запечатлеваются
в нашей памяти. Каждый запах так же, как цвет и звук, определенным образом
действует на человека. Запахи влияют на настроение людей, они могут вызывать
состояние возбуждения, оживление, бодрость, успокоенность. Удачно это отражено
у Фазиля Искандера в «Созвездии Козлотура»:
«Почему так сильна над нами власть запахов? Почему никакое
воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним
знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспоминать
отдельно от него самого, так сказать, повторить воображением. И когда он
повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все,
что было связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем
своими воспоминаниями, и, может быть, потому они, в конце концов,
притупляются...».
Запахи, воздействуя на психику, способны вызвать
воспоминания, ассоциации: одни запахи заставляют нас вспомнить тот или иной
пейзаж, виденный нами когда-то, другие - печальное или счастливое событие прошлого.
В книге К. Писарева «Жизнь и творчество Тютчева» мы находим такие строки: «То,
что Тютчев, по собственному признанию, начал впервые чувствовать и мыслить
среди русских полей и лесов, имело, несомненно, очень большое значение для его
будущего развития как поэта. В частности, когда над землей сгущались сумерки,
он любил бродить по молодому лесу вблизи сельского кладбища и собирать душистые
ночные фиалки. В тишине и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его
душу «невыразимым чувством таинственности» и погружало в состояние
«благоговейной сосредоточенности». В этих прогулках зарождалось то обостренное,
проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем
отличительной особенностью тютчевской лирики».
Как же сильно должно было запечатлеться в мозгу ребенка
благоухание скромного лесного цветка — ночной фиалки, если оно могло оказать
влияние на черты лирики будущего великого поэта! Детское воображение,
ассоциации, фантазии являются основой художественного воспитания. Воображение
имеет огромное значение в жизни, потому что мечта, создаваемая воображением,
стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе
воплощение своей мечты, с большей энергией бороться за ее осуществление.
Воображение нужно развивать, но, развивая, необходимо его и
формировать. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс.
Следует учесть, что дети весьма чувствительны к запахам, поэтому резкие запахи
могут только повредить, перевозбудить нервную систему ребенка. Запахи должны
быть легко ощутимы, чтобы они не преследовали и не утомляли ребенка.
Осторожность обуславливается еще и тем, что каждый третий ребенок страдает
аллергией, вызванной запахами. Поэтому родители должны внимательно следить за
реакцией ребенка на всевозможные запахи, чтобы положительный эффект резко не
сменился отрицательным.
Источник: http://www.mamam-papam.ru/2007/03/0 |