Вы вошли как Новичок | Группа "Гости" | RSS


null
Меню сайта

Категории раздела
Беременность и роды [23]
Развитие и обучение детей [22]
Здоровье малыша [34]
Папам [10]
Мамам [9]
Будьте красивыми [7]
Разное [13]

Опрос
Какой из разделов сайта вы посещаете чаще всего?
Всего ответов: 153

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи » Развитие и обучение детей

Способы выучить буквы

Для занятий детьми от 2,5 до 5 лет.


Почему я предлагаю изучать буквы именно через ДЕЙСТВИЕ?

Во-первых, внимание детей можно легко удержать, если предложить им что-то сделать, а не просто прослушать информацию.

Во-вторых, лучше запоминается то, с чем можно действовать, что можно собрать, разобрать, то есть задействовать мышечную  или двигательную память. Особенно важно для детей кинестетиков (Это дети, которые изучают мир через пальчики, через тактильные ощущения. Им
надо все потрогать, что бы понять).

В-третьих, данный способ обучения позволяет развивать воображение и конструкторские способности ребенка. Ведь показывая малышу разные способы создания одной и той же буквы, мы учим его смотреть на предмет с разных сторон. 

В-четвертых, все предложенные идеи развивают мелкую моторику (а значит и головной мозг малыша), готовят руку к письму.


Первый материал, который я вам предлагаю использовать – это ПУГОВИЦЫ.

Ведь, как известно, дети любят пересыпать, перебирать их, а значит, на таком привлекательном материале можно изучать буквы. 

Для работы вам понадобятся плоские пуговицы, подходящие по размеру под основу; основы, которые можно забрать здесь http://koalenok-i-co.narod.ru/pdf/lesson-1.pdfлюбая азбука.

Необходимое количество пуговиц лучше отобрать заранее, чтобы ребенок не потерял интерес к игре, пока вы будете подбирать пуговицы. 

Если ребенок никогда раньше не играл с пуговицами, ему нужно дать время поиграть так, как он хочет, и только потом предложить выкладывать по заданию.

Для детей 3-4 лет дайте задание в такой форме:
- Посмотри, я тебе нарисовала букву Р из кружков. Она получилась грустная и некрасивая. Давай украсим ее разноцветными пуговицами.

(И затем приступаете к накладыванию пуговиц на кружки).
-А теперь давай посмотрим, как эта буква пишется в азбуке. (Показываете) 
Пуговицы можно заменить МОНЕТАМИ достоинством в 1 рубль/50 копеек,  кружками из картона, кружками из математического набора "Учись считать".


Следующий способ изучения букв – это МОЗАИКА.

По-моему, эту игрушку можно смело отнести к универсальным: она помогает решить много обучающих задач. Сегодня мне бы хотелось остановиться на задаче «Обучение буквам».

Собирать буквы из мозаики можно как без опоры на образец (для детей 5 лет и старше), так и имея его перед глазами. В качестве образца предлагаю вам использовать основы для пуговиц. 

Предложите ребенку вместо пуговиц использовать мозаику.
Вот варианты заданий:

Собирайте буквы заданного цвета (например, красного) или разноцветные.

Попробуйте собрать большую и маленькую буквы.


По графическому изображению все буквы можно разделить на три группы: простые, средней сложности и сложные.

1. Простые буквы состоят из двух-трех элементов без закруглений. На их изображение нужны три-четыре палочки или минимум других материалов. 
К этой группе отнесем буквы Г, К, Л, Т, У, Х, Ч.
2. Буквы средней сложности состоят из трех-четырех элементов без закруглений. На их изображение нужно пять-шесть палочек.
К этой группе отнесем буквы А, Д, Ж, Е, И, Й, М, Н, П, Ц .
3. Сложные буквы состоят из четырех и более элементов, включают в себя закругления. На их изображение нужно более шести палочек, либо необходимо использовать другой материал для передачи закругленных элементов (например, пуговицы или монеты).
К этой группе отнесем буквы Б, В, Ё, З, О, Р, С, Ф, Ш, Щ, Ъ, Ы, Э, Ю, Я.

Также хочется заметить, что для изображения простых букв от ребенка потребуется минимум времени и усилий. Значит, эти буквы следует предлагать, в первую очередь, детям 2,5 –3, 5 лет или для тех, кто только начинает знакомиться с буквами.
Буквы средней сложности, соответственно, потребуют больше выдержки и терпения, а также умения выкладывать что-либо.
И, наконец, сложные буквы будут требовать максимального количества усилий и времени.

Итак, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.
Из счетных палочек можно сложить все что угодно: домик и рыбку, цветок и лодочку, а можно сложить разные буквы.

Для работы вам понадобятся
-- собственно счетные палочки,
-- основы, которые можно забрать здесь http://koalenok-i-co.narod.ru/pdf/lesson-2.pdf
-- любая азбука.
Палочки можно купить в канцтоварах. Постарайтесь выбрать яркие, особенно для малышей 3-х лет.
Хочу заметить, что счетные палочки бывают разных размеров и, если вы собираетесь использовать мои основы, то распечатайте любую перед походом в магазин и возьмите с собой, чтобы подобрать подходящий размер.

Для малышей 3-4 лет заранее отберите необходимое количество палочек одного цвета и расскажите такую историю:

-- Сегодня к нам в гости пришли палочки. Какого они цвета? (зеленые)
Они очень любят превращаться в разные буквы. Чтобы превратиться в букву, каждая из них занимает свой домик. Поможем им расселиться и посмотрим, в какую букву они превратятся.

Раскладывайте палочки по домикам, если необходимо, положите несколько палочек сами, назовите получившуюся букву. Затем покажите букву из азбуки и спросите, похожая ли у вас получилась буква или нет, можно прочитать стихотворение или загадку про эту букву.

-- Можно также попросить малыша сложить букву из палочек другого цвета.
--Можно использовать основу как раскраску.

Для детей 4-5 лет можно просто дать задание наложить палочки на основу.
Как усложненный вариант, глядя на основу, выложить букву на столе. Здесь важно также не забыть назвать букву и показать её в азбуке.

Варианты заданий такие же, как для малышей, а также:
-- Выложи букву, чередуя палочки красная-зеленая-красная (количество цветов задается в зависимости от возраста и уровня развития ребенка)
--Выложи букву так, чтобы ни один цвет палочки не повторился (проверьте заранее, чтобы количество цветов было не меньше количества палочек в букве)
--Вместо раскрашивания можно предложить заштриховать букву по горизонтали, наискосок, волнистой линией, точками и т.д. 

Для детей 4-5 лет вместо палочек можно использовать СПИЧКИ. Но перед этим следует сложить несколько букв из палочек, накладывая их на основу. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял принцип конструирования букв.

При работе со спичками можно добавить еще одно задание: выкладывать буквы так, чтобы головки спичек смотрели в одну или в разные стороны.

Работать со спичками могут и дети 3 лет, но родителям придется нарисовать основу для выкладывания.


Как вести занятия.

-- Заниматься с малышом нужно, если ребенок хорошо себя чувствует, у него ничего не болит, он сыт и находится в хорошем настроении.
-- Продолжительность занятий для детей 2,5 – 3,5 года составляет 7- 10 мин., 4 - 5 лет 15-20 мин.
--В неделю я бы рекомендовала проводить 2 – 3 занятия (если, конечно же, не ставится цель: за короткий срок выучить все буквы).
-- Завершайте занятие, как только заметите, что у ребенка пропал интерес заниматься (малыш начинает вертеться, капризничать, пытаться поиграть с другими предметами, игрушками)

Итак, как же вести занятия.


Сначала нужно заинтересовать ребенка. Для этого расскажите 2-3 летнему малышу историю о том, что вы встретили за дверью (в коридоре, на кухне, на книжной полке) грустную букву. Она была грустная, потому что забыла свое имя (ей не с кем поиграть). Предложите ребенку помочь букве выучить ее имя (поиграть с ней) Детям постарше (4 –5 лет) загадайте загадку (или
несколько), отгадка которой начинается на изучаемую букву; подберите скороговорку или чистоговорку.

Затем предложите собрать букву одним из предложенных в рассылке способом.

Покажите графическое изображение буквы в азбуке, прочитайте стихотворение, выучите скороговорку или чистоговорку.

Для нового занятия выберите следующую букву, а букву прошлого урока соберите другим способом. Не забывайте возвращаться периодически к пройденным буквам.

Способ, который особенно подойдет детям, любящим лепить из ПЛАСТИЛИНА.

Для занятия вам понадобится:
1. Основа. Для неё можно использовать: -- цветной или белый картон, гофрированный картон (можно купить в канцтоварах или использовать старые коробки); 
-- дощечку для лепки или кусок пластмассы;  
--половинку альбомного листа.
Альбомный лист и тонкий картон придется каждый раз брать новый, а остальные основы использовать многократно.

2. Пластилин.
Для детей постарше можно использовать пластилин фирмы «Луч», а для совсем маленьких лучше использовать мягкий, например, «Jovi». Во-первых, у них хватит сил для раскатывания, а во-вторых, не потеряется интерес к заданию на подготовительном этапе. Ведь внимание у 2,5-3 летнего ребенка неустойчивое.

3. Фасоль, чечевица, мелкие ракушки, мелкие камешки, горох, створки фисташек, семечки, семена яблок, косточки от вишен и т.д. Что найдется на момент занятий. Сбор этого материала можно превратить в цель прогулок (мелкие камешки, ракушки) или в домашнюю игру: собирать семечки от съеденных яблок.

Как делать.
1. Подбираем по цвету основу и пластилин. Для 2,5-3 лет это заранее готовит мама, старшие могут выбрать самостоятельно. Постарайтесь, чтобы цвет фона и пластилина были контрастными. Например, синий картон и
желтый пластилин.
2. Рассматриваем букву и выясняем, из каких частей она состоит. Сколько нужно длинных и коротких палочек-колбасок. Малышам рассказываем сами, а старшим задаем вопросы (развиваем способность анализировать).
3. Катаем колбаски и придавливаем их к основе. Делаем букву, опираясь на печатный образец.
4. В пластилиновые колбаски вдавливаем материал из пункта 3, например, семена яблока. Желательно и здесь подбирать контрастный материал.


Два стихотворения, которые помогут запомнить алфавит и буквы по отдельности. Эти стихи относятся к золотому фонду детской классики.

Б. Заходер
ПЕСЕНКА-АЗБУКА.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ж
Прикатили на еже!
З И К Л М Н О
Дружно вылезли в окно!
П Р С Т У Ф Х
Оседлали петуха!
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я –
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!


А. Шибаев
НА ЧТО БУКВЫ ПОХОЖИ?

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко!

Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

Это Ж, а это – К,
Целый жук и полжука.

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

Буква У - два длинных ушка,
З - простая завитушка.

Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.

Чтобы О не укатилось, -
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.

Вот какие Щ и Ц:
С коготками на конце.
Коготок-царапка, –
Как кошачья лапка.

Н надела поясок,
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок .
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И.

Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли, не находит?
И, подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится:
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы». А между тем
Получилась буква М!

Л ногою мяч поддела.
Ч поймать его хотела.
Ждет и ждет. Устала ждать,
А мяча всё не видать.

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё

Теперь перейдем к следующим способам обучения буквам. 


Этот способ можно назвать СЪЕДОБНЫМ. Собирать буквы можно из продуктов, а потом, после занятия, их съесть. Для этого будем использовать.
-- Соломку
-- Хлебные палочки
-- Сушки
-- Мелкое печенье (например, крекер «Калейдоскоп»)
-- Готовые завтраки

Особо хотелось бы сказать о МАКАРОНАХ.
Их, конечно, нельзя есть сырыми, но у них такой богатый ассортимент!
Можно найти и прямые макароны, и трехцветные «Макфа», и в виде цветочков. Еще мне очень нравится вариант в виде букв. Можно большую букву сложить из таких же маленьких.

К съедобным способам можно отнести и буквы из ТЕСТА.
Этот способ подойдет для мам, любящих печь. Предложите ребенку скатать колбаски из песочного или сдобного теста, выложить букву на противне, а потом испеките ее и устройте чаепитие.

Для следующего способа вам понадобится МАНКА или любая сечка (кукурузная, ячневая) и поднос с высокими бортиками.

Насыпьте на поднос не очень толстый, но плотный слой крупы и предложите ребенку нарисовать букву пальчиком на крупе. 
Можно потренироваться и обвести напечатанную на бумаге букву, а потом рисовать на крупе. Или такой вариант: сначала мама рисует рукой малыша на крупе, а потом он пробует сам.


Ольга Есина. 



Источник: http://www.koalenok.ru/
Категория: Развитие и обучение детей | Добавил: Tatoha (14.10.2009)
Просмотров: 14747 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 Наталья  
0
Автор молодец! Статья очень интересная. А нам выучить, буквы, слоги и начать читать помог видеокурс Н.Протасовой "Как Научить Ребёнка Читать". uchimsy-chitat.ru

1 124541  
0
Очень интересная статья. Узнала для себя много нового. Даже не могла представить, что существует такое разнообразие способов обучения без книг и дорогих пособий. Спасибо за статью. pig_ball

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мультимедиа для детей
    Сайт для женщин
    Сказочный журнал для малышей
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов

    Дети-это наша жизнь!

    Союз Знаний
    Услуги детского психолога дефектолога
    ООО НПО Монтессори

  • Детям

    Слушай радио онлайн
    Контакты
    Администрация
    583989661


    Проголосуйте за нас в рейтинге на S-COOL.RU

    Форма регистрации

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru
    счетчик посещений besucherzahler Beautiful and sincere single russian brides
    Rambler's Top100
    Счетчик и проверка тИЦ и PR
    Топ100- Детская комната
    Счётчик тиц pr
    Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
    Каталог сайтов Всего.RU

    Внимание! Все материалы на сайте предоставлены исключительно для ознакомления.
    Права на них, принадлежат владельцам!
    Сайт управляется системой uCoz