Фантазии детей обычно яркие, эмоционально заряженные и иногда даже пугающе реальные. Порой, они сами забывают, где заканчивается придуманный мир и начинается реальный. Иногда мы умиляемся детским фантазиям, иногда ругаем детей за нелепые выдумки, граничащие с обманом.
Что же такое воображение и почему так важно его развивать? Воображение – это способность представлять предмет или объект, которого не существует или нет рядом, создавая его образ, с возможностью управлять этим образом.
Образы воображения могут опираться на образы памяти, но вместе с тем, всегда существенно отличаются от них. Примером может служить рассказ ребенка о каком-то реальном событии, с добавлением несуществующих деталей.
Воображение может быть:
· Воссоздающим. Образы возникают на основе прочитанного или услышанного.
· Творческим. Все образы возникают в воображении ребенка, без опоры на прочитанное или увиденное. Именно этот вид воображения и нуждается в дальнейшем развитии.
· Неуправляемым. То, что называют «буйное воображение», «безудержная фантазия».
Воображение имеет несколько степеней активности:
1. Самая низкая степень – проявляется во сне, когда мы видим нереальные (воображаемые) образы независимо от нашего желания.
2. Более высокая степень – это образы наших мечтаний.
3. Следующая степень – возникновение воображаемых образов при чтении, прослушивании радио, просмотре телевизора.
4. И, наконец, самая высокая степень – возникновение образов во время творческой деятельности.
Воображение детей развивается, когда они играют: немного фантазии, и палка превращается в шпагу, а обычная штора становится мантией королевы. И если поначалу сходство воображаемого предмета с реальным имеет большое значение, то чем старше становится ребенок, тем это сходство может быть все более отдаленным. В школьном возрасте дети могут играть с предметами, которые являются полностью воображаемыми.
Младшие дети не контролируют свое воображение, оно запускается спонтанно, у старших детей процесс становится все более управляемым, появляется произвольное воображение.
Дети могут визуализировать свои воображаемые образы, рисуя их, делая аппликации с придуманными персонажами.
Иногда дети настолько погружаются в мир фантазий, что реальный мир их уже не интересует. В придуманном мире есть друзья, с которыми можно играть, там все именно так, как хочет ребенок. Такие фантазии ребенка требуют повышенного внимания со стороны родителей, а иногда и консультации специалиста.
Воображение часто основывается на личных впечатлениях, знаниях, поэтому, если вы хотите вырастить творческую личность, предоставьте ребенку все возможности для получения знаний, опыта, ощущений. Фантазировать лучше в игре, ребенку должно быть интересно. Поощряйте воображение ребенка вопросами, которые начинаются с «А что будет, если…», дальше могут следовать самые фантастические предположения. Предлагайте ребенку найти выход из сложной ситуации, например: ребенок, оказался на другой планете, что делать?
Человек с хорошо развитым воображением, может найти нестандартное, неординарное решение, что очень помогает ему в жизни. «Я придумал!» – вот то, что во многом определяет жизненную энергию и оптимизм человека. Для развития творческого потенциала ребенка существуют специальные упражнения. Они помогут не только определить насколько развито воображение, но и сделают вашего ребенка более креативным.
Для начала попросите ребенка выполнить несложное задание, которое позволит определить, насколько развито его воображение.
Для выполнения задания понадобится картинка, например, с изображением двора, где на месте домашних животных: кур, уток, собаки, кошки будут пустые кружочки. Отдельно необходимо дать ребенку кружочки, с изображением животных и попросить расставить эти картинки, но не на их «законные» места, а как подскажет воображение. По тому, как ребенок их расставит можно определить, насколько развито его воображение.
Дети с недостаточно развитым воображением просто расставят картинки на те места, где они и должны быть.
Второй вариант. Дети расставят картинки необычно, но дадут вполне логичные объяснения, почему они это сделали. Такой вариант говорит о среднем уровне развития воображения.
Дети, с прекрасно развитым воображением не только необычно расставят картинки, но и придумают целую историю о необычайных приключениях животных.
Существуют специальные методы, научившись которым, ребенок будет фантазировать легко и нестандартно.
-«волшебная палочка». Предложите ребенку поиграть с волшебной палочкой, которая одним взмахом может увеличивать или уменьшать предметы. Имея такую палочку, что бы он изменил в первую очередь? Варианты могут быть разные, например « Сделать шоколадку размером с дом», «Уменьшить все неприятности».
- «новые качества человека». Придумайте вместе с ребенком, какие органы могли бы быть у человека, и как бы это изменило его жизнь. Например: «Если были бы крылья, человек смог бы летать».
-«ожившие картины». Предложите ребенку рассмотреть такую ситуацию: все, что он нарисует, оживает. Что бы он нарисовал в первую очередь?
-«назови картину». Покажите ребенку репродукции картин, и пусть он придумает им название.
-«сказочный гибрид». Что будет, если объединить необъединяемое? Например, человека и птицу?
-«машина времени». Пусть ребенок представит, что у него есть машина времени. Куда бы он отправился на ней?
-«новый транспорт». Попросите ребенка придумать транспорт, который не существует.
- предлагайте детям задачи, которые могут иметь не один, а несколько правильных ответов.
-вырежьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты, предложите ребенку сложить из них узоры, сказочных персонажей, в общем все, что ему подскажет фантазия.
Что отличает гения, одаренного человека, творческую личность? Возможность увидеть проблему с другой стороны, найти нетривиальное решение, казалось бы, это так мало, но иногда этого бывает достаточно, чтобы вся жизнь повернулась по-другому…
Источник: http://www.doktorpapa.ru/blog/?p=45 |