Отправить ребенка в садик или школу, пожалуй, одно из самых ответственных и волнительных решений для родителей. Готов ли малыш к столь радикальным переменам, легко ли пройдет адаптация и стоит ли торопиться? Многие родители сомневаются, когда в семье встает вопрос о том, отдать ли
ребенка в детский сад или же нет.
Существует ряд показателей, по которым специалисты определяют степень
готовности малыша к детскому садику:
1. Отсутствие аффективной привязанности к матери
Любопытно, что дети, которых отдали в ясли до двух лет, легче переживают
разрыв с матерью и в качестве эмоциональной опоры начинают воспринимать
группу сверстников, что, несомненно, помогает проще устанавливать дружеские
связи. С другой стороны, теряется связь ребенка и мамы, и это негативно
отражается на внутреннем ощущении любви и безопасности. Оптимальным для
готовности к саду считается трехлетний возраст. К этому моменту ребенок
должен уметь быстро (не более 15 минут) засыпать без матери и специальных
успокаивающих манипуляций, спокойно оставаться на непродолжительное время с
папой и другими родственниками, а также уметь себя развлекать и
самостоятельно играть.
2. Вопросы кормления
При правильно сформированном пищевом режиме у ребенка не должно возникнуть
отвращения к пище и плохого аппетита. В детском саду дети едят за столом без
дополнительной стимуляции: мультики, книжки, игры и т.п.
3. Навыки самообслуживания
В США в детский сад принимают только детей, способных самостоятельно ходить
на горшок и (!) вытираться. Дело в том, что многочисленные громкие скандалы
плачевно отразились на местных нравах, не позволяя теперь нянечкам и
воспитателям дотрагиваться до детей, кроме как за руку. В российский садиках
все по-старому: и детей в младшей группе
(3 года) только готовят к тому, что с четырех лет все придется делать
самому. При этом малыши чувствуют такое сильное желание стать
самостоятельными, что в короткие сроки сами начинают одеваться на прогулку,
бегать в туалет и относить за собой посуду. И чем качественней была
сформирована дома база для закрепления навыков, тем быстрее и успешнее
пройдет обучение.
Добавлено (22.01.2010, 23:14)
---------------------------------------------
4. Крепкий иммунитет
Большинство детей болеют в первый год. Многие болеют сильно и подолгу.
Говорят, это неизбежно, и даже не отдав малыша в садик, вы рискуете в
последствии столкнуться с той же проблемой, но уже в школе, пропуская
учебную программу, что гораздо хуже. Легче приходится детишкам из
многодетных семей, где с самого рождения ребенок подвергается атаке
всевозможных вирусов и инфекций, принесенных старшими братьями и сестрами.
Чтобы малыш не болел, его необходимо закаливать. Кстати, физиологи отмечают,
что закаливание одних только ножек (например, обливание прохладной водой)
приравнивается по терапевтическому эффекту к закаливанию всего организма в
целом. Не стоит забывать также о поливитаминных препаратах и природных
адаптогенах: мед, настои из трав и т.п. В случае возникновения затяжных
болезней с тяжелыми осложнениями следует сдать анализы на возможные вирусные
инфекции, особенно дыхательных путей.
5. Навыки общения
Пройдет время, возможно совсем небольшое, и ребенку понадобятся усвоенные
когда-то на детской площадке умения: знакомиться и завязывать отношения,
приглашать в игру, уметь уступать и понимать чувства других детей, защищать
себя от драчунов. Этому трудно научиться самому, поэтому в этом вопросе
родители должны всячески помогать крохе, знакомя его с правилами и
тонкостями общения, совместной игры, этикета.
Опытные мамы советуют не растягивать момент прощания. Обняли покрепче,
поцеловали, дали четкую информацию о моменте своего возвращения: <Когда ты
позавтракаешь, я за тобой приду> или <Когда вы погуляете и пообедаете, я
приду> и отдали ребенка из рук в руки воспитательнице. Родителям нужно сразу
подготовиться к тому, что будут слезы и просьбы не вести в детский сад. Это
неизбежно и нормально.
Добавлено (22.01.2010, 23:14)
---------------------------------------------
Период адаптации
Едва получив путевку в детский сад, стоит начинать подготовку с ребенком.
Это не должно стать для него неожиданностью. Объясните, что пойти в садик
означает стать взрослым. А стать взрослым - <ух-ты> какая привилегия. Можно,
например, приурочить к сентябрю первое знакомство с шоколадом или икрой, или
какой-то другой едой, которую не предлагали ранее. Желательно, конечно,
чтобы ей не стал фастфуд или газированные напитки. <Взрослый?! - значит,
сам выбираешь себе одежду или игрушки в магазине. Начинаешь ходить в цирк и
в театр на спектакли>. А может быть, взрослому уже можно купить собачку или
милого крошечного котенка, так как только большой ребенок сможет взять на
себя ответственность заботиться о братьях наших меньших.
Рассказывайте о садике, давая малышу исчерпывающее представление о том, с
чем ему предстоит столкнуться: в садике большая группа детей, там очень
весело, есть с кем поиграть, много игрушек; воспитательницы, как мамочки,
очень переживают за детишек и будут стараться во всем помогать.
Не стоит заранее пугать тем, какое наказание последует за хулиганство и
непослушание. Подразумеваем, что ребенок будет паинькой, а все остальное
узнает на месте. А вот основы послушного поведения было бы хорошо узнать из
многочисленных детских стишков и рассказов о садике, мультиков и даже
кинофильмов.