Забота о двигательном развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе. Советы родителям о приобщении малыша к физическим упражнениям дает Яна Бердыхова — известный чешский педагог, ученый, врач. На первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться; облегчайте его движения, одевая в свободную одежду, распеленывая и купая.
В 2 — 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи. Одновременно поднимайте настроение ребенка улыбкой, ласковым словом, игрой. Основой являются активные движения ребенка; предоставляйте ему такую возможность, как и в первый месяц (свободно одевая, распеленывая и купая).
В 4 — 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик (а позже и обратно), вращение вокруг продольной оси и побуждайте его к ползанию на животе. Притягивая за руки, ненадолго сажайте ребенка и, приподнимая, ставьте на ножки, позволяя ему опираться о вертикальную поверхность (например, о стенку ванночки во время купания). Хватательный рефлекс развивайте, давая ребенку в руку легкие игрушки и погремушки. Игрушки должны быть чистыми и такими, чтобы их удобно было захватить. Импульсивные движения ребенка постепенно становятся сознательными, ребенок удерживает предмет в руке и следит за ним глазами. Время занятий понемногу увеличивайте, главным образом перед купанием в теплом помещении; специально разговаривайте с ребенком, заходя с разных сторон, чтобы он реагировал на ваш голос движением шеи.
В 7 — 9 месяцев побуждайте ребенка ползать (лучше всего с помощью игрушки), сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за какую-либо опору. К занятиям с игрушками различных размеров и форм добавляйте простые подвижные игры (например, спрячьте лицо под простыней, а затем выгляньте; покачивайте ребенка на руках, декламируя детские стишки или напевая песенку) .
В 10 — 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам. Ребенок подражает движениям взрослого и может выполнять определенные движения по условным сигналам. Например, прикройте ему на минуту лицо пеленкой, а затем сдерните ее («Где Юрочка? А вот он!») и ребенок быстро научится сам стягивать с лица пеленку. Одно из первых самостоятельных движений ребенка — поднимание вверх одной или обеих рук. Это движение обязательно сопровождается словами («Какой Димочка большой' ? Вот какой большой!»). Играя в игрушки, ребенок вырабатывает ловкость ('умение провезти машину за веревочку, протащить тележку через тоннель. катать мяч, держать его в одной руке). Предоставляйте ребенку возможность развивать ловкость рук и пальцев при помощи различных хитроумных игрушек. Например, можно надевать большие деревянные кружки на ось, вкладывать предметы в полый куб, закрывать и открывать бумажную коробочку, запеленывать куклу и т. п.
Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые — и самостоятельно. К этому времени у них появляются соответствующие изгибы позвоночника: шейный — на втором и третьем месяце, грудной и поясничный — после того, как ребенок научится сидеть и стоять. Это очень трудные движения, обусловленные сложной координацией многих мышечных групп и органов. В связи с этим период освоения ходьбы у разных детей весьма различен: одни начинают ходить уже после года, другие — около 9 месяцев. Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, помогая ему соответствующим образом, но не рекомендуется преждевременно принуждать ребенка стоять, ходить и особенно сидеть.
Активность ребенка быстро возрастает и проявляется как в осознанности выполняемых движений, так и в развитии голоса, зрительных и слуховых реакций. Для того чтобы нормально развиваться, ребенок нуждается в чутко охраняемом покое; в той же мере ему необходимы достаточно сильные раздражители в момент бодрствования, однако в разумных пределах. Избыточная опека взрослых, сильный шум в комнате, чересчур яркий свет и резкие окрики взрослых отрицательно сказываются на психике ребенка.
Каждое купание — это знакомство ребенка с водой; с помощью надувных резиновых игрушек учите ребенка не бояться обрызгать лицо, а позже — повернуться в ванночке, сесть или встать. Известно немало случаев, когда дети учились плавать раньше, чем ходить. Подготовительным упражнением здесь является обрызгивание ребенка теплой водой из душа; можно даже добиться того, чтобы годовалый ребенок сам поливал себя из ручного душа (в том числе и головку) и не боялся брызг, попадающих в лицо.