От года до трех лет Развиваем пальчики
Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Хотите, чтобы ваше чадо быстрее заговорило – развивайте мелкую моторику!
Мозаика, специальные пальчиковые игры и дидактические занятия – это все, конечно, здорово, но опять же – когда? Между тем, на кухне есть множество готовых пособий по развитию мелкой моторики.
Классический вариант – игра «Золушка». Помните, как злодейка-мачеха заставила свою бедную падчерицу перебирать мешок крупы? Мы с вами, пожалуй, ограничимся горстью фасоли и, допустим, гречки. Чтобы перебирать было интересней, подыщите пару игрушек разного размера: например, птичке подойдут маленькие крупинки, а поросенку – зернышки побольше. Следите только, чтобы кроха не подавился «дидактическим материалом», решив попробовать его на вкус.
У знаменитого педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую. Попробуем? Малыш с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито!
Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!
Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики. Ненавязчиво сообщите ребенку, какого цвета та или иная крышка, и вскоре малыш удивит вас знанием основных цветов.
Завораживают детей и игры с водой. Подвиньте к мойке стул, включите воду тонкой струйкой или наберите ее в большую миску, а на стул поставьте малыша (предупреждаю, одежда очень скоро станет мокрой, так что лучше обойтись без нее – все равно потом переодевать). В миске можно пускать поролоновые губки-кораблики или переливать воду из одной чашки в другую. Не исключено, что дело закончится небольшим потопом. Однако, как показала практика, ликвидировать последствия такого потопа значительно проще, чем полтора часа развлекать ребенка, а, когда он, наконец, заснет, тратить драгоценное время на приготовление обеда.