Вы вошли как Новичок | Группа "Гости" | RSS


null
Меню сайта

Категории раздела
Беременность и роды [23]
Развитие и обучение детей [22]
Здоровье малыша [34]
Папам [10]
Мамам [9]
Будьте красивыми [7]
Разное [13]

Опрос
Какой из разделов сайта вы посещаете чаще всего?
Всего ответов: 153

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи » Развитие и обучение детей

От цвета к букве, от буквы к слову

От цвета к букве, от буквы к слову 

Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?

К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.

Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.

Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.

Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.

У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).

В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!

С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.

Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.

Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!

С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.

Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.

Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.

К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.

ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.

ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.

Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.

СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).

ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"

Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).

Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!

Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.

Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.

Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.



Источник: http://babylib.by.ru/publication/rr
Категория: Развитие и обучение детей | Добавил: Tatoha (14.10.2009)
Просмотров: 793 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
1126966354 4_2_5 angel_girl jester meowth pig_ball pooh_lol s11992 s12554 teddy5 1254559391_chuckle 1254559404_bored 1254559419_beg 1254559433_cute teddy29 teddy5 s6086 s12554 s11992 rolleyes pooh_lol pooh_birth_day pooh pooh pig_ball meowth jester pooh_lol teddy4 teddy38 teddy36 teddy23 teddy13 teddy13 teddy4 teddy4 teddy39 teddy36 1126966354 1254559419_beg 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100 1250461265_0100

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мультимедиа для детей
    Сайт для женщин
    Сказочный журнал для малышей
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов

    Дети-это наша жизнь!

    Союз Знаний
    Услуги детского психолога дефектолога
    ООО НПО Монтессори

  • Детям

    Слушай радио онлайн
    Контакты
    Администрация
    583989661


    Проголосуйте за нас в рейтинге на S-COOL.RU

    Форма регистрации

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru
    счетчик посещений besucherzahler Beautiful and sincere single russian brides
    Rambler's Top100
    Счетчик и проверка тИЦ и PR
    Топ100- Детская комната
    Счётчик тиц pr
    Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
    Каталог сайтов Всего.RU

    Внимание! Все материалы на сайте предоставлены исключительно для ознакомления.
    Права на них, принадлежат владельцам!
    Сайт управляется системой uCoz