Вы вошли как Новичок | Группа "Гости" | RSS


null
Меню сайта

Категории раздела
Беременность и роды [23]
Развитие и обучение детей [22]
Здоровье малыша [34]
Папам [10]
Мамам [9]
Будьте красивыми [7]
Разное [13]

Опрос
Какой из разделов сайта вы посещаете чаще всего?
Всего ответов: 153

Мини-чат

Главная » Статьи » Статьи » Разное

Какой вам достался ребенок?
Наследство потомкам

Когда-то в старой классической психологии выделяли четыре основные типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд определенных психологических свойств. Например, сангвиники — это люди жизнерадостные, уравновешенные, отличаются быстрой реакцией. А флегматики — инертны, спокойны, на все реагируют медленно, зато упорны и трудолюбивы.

Но современная практическая психология не считает, что по наследству может передаваться вся группа психологических особенностей, которая объединяется общим понятием — тип темперамента. Было бы наивно считать, что у сангвиников рождаются сангвиники, а у флегматиков — флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента, они передаются не через один какой-то определенный ген, а через группу генов. И пока ученые установили только три отдельные черты, которые переходят от предков к потомкам:

— общительность (или необщительность — у каждой особенности есть два полюса),

— двигательная активность — высокая или низкая,

— эмоциональность — с негативным фоном или с позитивным, радостным.

«Тихоня» и «душа компании» 

Вообще-то всем маленьким детям свойственна настороженность к чужим, но необщительных людей в младенчестве просто обуревает страх незнакомцев. Первые его проявления можно заметить у таких детей уже в 4 месяца, когда остальные младенцы еще доброжелательно встречают всех, склонившихся над их колясками.

А в 6–8 месяцев этот страх уже хорошо заметен. Малыш прижимается к матери, когда видит чужих людей, отворачивается, плачет, долго не может привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым общался постоянно, например папу, если расстался с ним на 3–4 недели. Такие дети боятся новых игрушек и новых вещей, они устают от громких звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им очень тяжело в детском саду, они не играют с другими детьми, в школе у них мало друзей и они трагически переносят любые изменения в своей жизни: не только переход из одной школы в другую, но даже смену соседа по парте. И, повзрослев, они все также будут держаться в тени.

Их антиподы — дети очень общительные. Маленькие — они всем надоедают своей болтливостью, они всюду встревают, на уроках тянут руку вверх не потому, что знают, как ответить, а потому, что устали слушать и хотят говорить сами. Подростки и взрослые — они легко становятся лидерами или душой компании. Но суперобщительные и радостные могут получиться уж больно простоватыми, им может не хватать чуткости и тонкости восприятия.

«Бука» и «колокольчик»

Дети, родившиеся с негативным эмоциональным фоном, в младенчестве начинают день с плача, они сразу просыпаются в дурном настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от печали. В школе они отличаются большой тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом возрасте их бросает из крайности в крайность, эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение легко сменяется плохим. Это с ними приключаются такие истории, когда предмет человек знает, а на экзамене так мандражирует, что ответить ничего не может.

А на другом полюсе — люди, родившиеся с радостным эмоциональном фоном. Такие в детстве просыпаются с улыбкой на устах, рано начинают смеяться, всегда всему радуются, эдакие колокольчики. В школе у них легко складываются отношения и с ровесниками, и с взрослыми, они нравятся окружающим. Такой «колокольчик» с легкостью становится лидером в младшей школе, он из тех, кто приглашает к себе на день рождения весь класс. У него легко проходит переходный возраст: он не бунтует, не объявляет войну родителям и учителям, его характер и в пубертате остается уравновешенным. В общем, удобный ребенок. И взрослым он будет приятным — контактным и не взрывным.

«Живчик» и «соня»

Наследственная двигательная активность хорошо изучена психологами.

Есть люди, которые всю жизнь громко говорят, быстро двигаются, с шумом распахивают двери… Они все делают энергично, и энергия у них не кончается. В раннем детстве такие «живчики» отличаются смышленым умом. Дело в том, что моторная активность малышей тесно связана с интеллектуальным развитием: кто больше обежал углов и больше разломал машинок, тот больше успел увидеть и узнать. Примерно в 5 лет связь между моторной активностью и развитием интеллекта пропадает.

А позже «живчики», наоборот, могут отставать от сверстников в развитии, потому что на уроках им трудно сосредоточиться, они постоянно отвлекаются.

Их антиподы — дети малоподвижные, вялые, как бы спящие на ходу, обычно не настораживают взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он все-таки всегда живее взрослого.

Вялые плохо спят в младенчестве, их эмоции проявляются слабо: они не плачут, а попискивают, обычно плохо едят, засыпают во время кормления.

В детстве они медленнее развиваются, чем их энергичные ровесники: им будет чуть труднее учиться, они накопят чуть меньше знаний… Эти «спящие красавицы и красавцы» в школе могут оказаться в троечниках. Но если им уделять побольше внимания, заниматься с ними специально, не полагаться на то, что они сами все в жизни схватят, к взрослому возрасту они вполне могут по интеллекту и обогнать энергичных ровесников.

Как сгладить крайности

Темперамент — это только предпосылка к тому, как человек будет вести себя в жизни, считают сейчас ученые. Генетические особенности свойств психики — не окончательный диагноз, есть еще воспитание родителей, свой собственный сознательный контроль, влияние интеллекта — все то, что может сгладить крайности: притушить утомительную активность «живчика», например, взбодрить вялого «соню» или придать уверенность «тихоне».

Многочисленные исследования, самое представительное из которых — Нью-Йоркское лонгетюдное исследование темпераментов, начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор, доказали, что генетические особенности темперамента поддаются коррекции, психика человека пластична. Врожденные психологические особенности можно сгладить, и легче всего это сделать в детстве.

«Тихоню» надо учить общаться с другими детьми, не давать ему замыкаться на бабушке. Сначала у себя дома, в привычной обстановке. Заранее проговорив, во что, как и где «тихоня» будет вместе со своими гостями играть. Очень важно, чтобы первый визит гостей прошел гладко — положительный опыт общения «тихоню» поддержит.

Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию детей, как щенка в воду, замкнется еще больше! И когда подрастет, в школе защищайте его от нападок учителей и других взрослых, он должен чувствовать, что у него есть крепкие тылы.

Всем хорош «душа компании», только бы не вырос глуповатым. Его как можно больше надо развивать интеллектуально, чтобы научился рефлектировать — оценивать себя со стороны. Ведь мы начинаем задумываться, что мы представляем собой, только когда у нас не складываются отношения с другими людьми. А когда ты всем нравишься, нет и повода для самоанализа, для самосовершенствования.

«Живчикам» надо помочь израсходовать физическую энергию. В спорт их, в спорт! Впрочем, физическая активность меньше всего поддается коррекции, так что энергия в вашем «живчике» будет клокотать до седых волос.

С вялыми «сонями» надо заниматься в том темпе, который им по силам. Увидели, что ребенок устал — дайте ему отдохнуть. Отдохнул — сажайте его читать, считать, развиваться снова. И так не спеша, все объясняя и все разжевывая, гните свою линию.

«Букам» надо внушать уверенность в себе, искать им надежного друга-скалу, к которому можно прислониться.

А «колокольчики» — счастливый тип — никаких изменений не требуют, им и расти интеллектуально легко, они и запросто вписываются в любой коллектив.

***

Но вот мы ценой продуманных, упорных, многолетних усилий сделали-таки из своего замкнутого ребенка вполне контактного человека, например. Или из «буки» вырастили вовсе не плаксивого невротика, а вполне устойчивую ровную личность. А какие у нас будут внуки? Угадайте с трех раз!

В том-то и парадокс, вполне вероятно, что нам снова придется проявлять свой недюжинный педагогический талант: у вполне адаптированных наших детей могут родиться «тихони» и «буки»! Ничего не попишешь — наследственность. А вот какие свойства темперамента нашим внукам перейдут от папы, а какие от мамы — ученые предсказать пока не могут, тут уж как гены лягут!

Автор: Марина Егорова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией Психологического института РАО




Источник: http://www.u-mama.ru/read/article.p
Категория: Разное | Добавил: Tatoha (14.10.2009)
Просмотров: 476
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мультимедиа для детей
    Сайт для женщин
    Сказочный журнал для малышей
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов
    Лучик света - сайт для детей, родителей и педагогов

    Дети-это наша жизнь!

    Союз Знаний
    Услуги детского психолога дефектолога
    ООО НПО Монтессори

  • Детям

    Слушай радио онлайн
    Контакты
    Администрация
    583989661


    Проголосуйте за нас в рейтинге на S-COOL.RU

    Форма регистрации

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru
    счетчик посещений besucherzahler Beautiful and sincere single russian brides
    Rambler's Top100
    Счетчик и проверка тИЦ и PR
    Топ100- Детская комната
    Счётчик тиц pr
    Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
    Каталог сайтов Всего.RU

    Внимание! Все материалы на сайте предоставлены исключительно для ознакомления.
    Права на них, принадлежат владельцам!
    Сайт управляется системой uCoz